О создании авторского дизайн-проекта


Дизайн жилища отражает характер и стиль жизни людей, живущих в нём, учитывает те ощущения, которые человек хочет испытать в своем доме. В этом есть творчество дизайнера. Сейчас около половины заказчиков просят дизайнера сделать их квартиру модной и стильной. Другая часть хочет воплотить свою мечту, на которую раньше не хватало финансов. Дизайн жилища, его интерьер, хотят не типовой, а индивидуальный, в некоторых случаях, элитный, эксклюзивный.

А через профи-журналы на эту тему, через телевидение, как самого массового, мощного и влиятельного медиамонстра, нам навязывают модные течения в интерьерах, которые не учитывают, да и не могут учесть индивидуальность каждого человека. В основном, такие телепрограммы ставят цель поразить или шокировать человека, и продемонстрировать быстрые, недорогие, эффектные приемы оформления интерьера или предмета. В итоге получается интерьер, модный, престижный и профессиональный, но лишь отдаленно отвечающий действительной потребности человека, для которого создается этот интерьер, которому в этом пространстве долгие годы жить. Он будет жить не «своим», а «чужим», фальшивым; он лишен своей изначальной возможности творить, создавать свой мир со своим уютом и своим комфортом. Стремление полностью следовать нередко весьма сомнительным критериям моды и престижа уже перестает быть главным, зато на первый план выходит личностный и психологический аспект дизайна помещения. Квартира или частный дом постепенно становятся не просто пространством для жизни, а своеобразным выражением внутреннего мира хозяев.

Как известно, мода, в том числе и интерьерная, — субстанция переменчивая. В первую очередь модно то, что удобно, красиво и качественно. Так что основным при выборе интерьера является именно внутренний голос, который соответствует текущему состоянию человека. При выборе интерьера он важнее моды, аналогов интерьера, и готовых рецептов. Следование внутреннему голосу или интуиции помогут выстроить соответствующее жилье. Дизайнер, как художник, психолог, даже врач, ему в этом поможет. Главная задача заказчика – сформулировать свои пожелания, а дизайнера – понять их и «пересказать» языком архитектуры и дизайна, это всегда результат диалога, построенного на взаимном доверии и совместном творческом поиске. Дизайнер должен уметь слушать, чтобы человек заказал «свое»: дом, интерьер и даже аксессуары.

Индивидуальность человека проявляется во всем, чтобы он ни делал, человек выбирает из заданной жизни лучшее, если успеет высказать, что у него на душе.
Однако часто мы сталкиваемся с тем, что молодые дизайнеры начинают судить и навязывать человеку, что плохо, а что хорошо, не углубляясь в понимание психологии человека. Опасность многих дизайнеров-авторов в том, что они не хотят или не понимают, что просит душа человека, а навязывают свой образ жизни – это тоже элемент заданности.

Многие дизайнеры обслуживают крупные компании, а не клиента. Мало авторских работ, дизайнер чаще выступает как представитель фирмы, как менеджер. Он продает товар. Он много убедительно говорит, в то время как должен много слушать. Зачастую такой характер работ носит косвенное отношение к истинному дизайну, тому, о котором говорим мы, хотя само по себе это неплохо – дизайнер здесь выступает как профессионал в том, или ином сегменте рынка отделки, мебели, декора, предметов интерьера. Его консультации в узкоспециализированных вопросах бывают очень ценны и необходимы.

Истинному дизайнеру необходим дар Божий, постоянное присутствие творческой музы, разносторонний жизненный опыт, чутье и интуиция, а потом в дело вступают мастерство «трехмерщиков» и профессионализм дизайнеров-рыночников.

 Важный аспект – не навязывать свои взгляды. Необходимо разбираться в ситуации и находить взаимопонимание. Например, интересоваться, где человек работает, о чем мечтает и т. д. Только такой подход позволит приблизиться к созданию жилища уютного и комфортного для конкретного человека или семьи. Он должен войти в свой новый дом так, как будто жил там всю жизнь. Он не должен чувствовать какого-либо дискомфорта. А дом должен соответствовать духу хозяина.

Что такое интерьер? Это отражение человеческих качеств. Построение психологического портрета живущих в доме людей, учет интересов каждого, взаимодействие людей разных поколений. Поиск идеала гармоничного существования у разных людей происходит по-разному из-за различия самих людей. Как и все важное в жизни начинается с плана, так и дизайн интерьера начинается с планировки помещений, с создания определённой структуры внутреннего пространства. Эти действия имеют ключевое значение, так как они задают ритм жизни в доме и помогают выстраивать конкретные модели отношений его обитателей друг с другом и с внешним миром. Жилище будет соответствовать вашему мироощущению, отражать ваш характер. Практически ничего не может помешать человеку создать собственное мироздание. Даже в стесненных советских условиях был гараж – он же мастерская, лаборатория, уютный уголок для друзей и подруг. Уют и комфорт определяет сам человек.
Подобная связь выявлена давно, психологический тип человека определенным образом оказывает влияние на интерьер. По утверждению специалистов, декорированная квартира — это живой организм, и если создать его с нарушением определенных законов и правил, интерьер в свою очередь ответит владельцу.

Любое, что мы творим, может быть и красивым и некрасивым. Любое, что мы творим, может быть и вредным и полезным. Как пища, которую мы едим, как воздух, которым мы дышим. Смысл жизни и творчества – делать все правильно. В условиях современной жизни многое становится доступнее, более позволительно. Суть творческого процесса не в создании шедевра, а в указании пути к комфорту и уюту. Не выпячивать, не кичиться – это уже либо искусство, либо пафос.

Истинный дизайнер не может построить 100 домов. Реально иметь определенную ценность будут несколько работ, остальное будет повторением каких-либо решений. Истинный дизайнер должен держаться на арт-рынке, не спускаться на рынок продаж, должен быть признан дизайнерским сообществом, публиковать свои работы в периодических изданиях.
Работая в комплексном решении вопросов, сложно вести большой объект в одиночку – здесь необходима творческая группа. Для сравнения вспомним такие понятия, как штамповка (дизайнер-рыночник) и экспериментальный цех (творческая группа во главе с автором). Одиночка-дизайнер часто упрощает проект, занимается «полиглотством». Спору нет – он высоко поднимается на профессиональном уровне. Но он не может следовать жестким требованиям узких специализаций.

Создание эскиз-идеи – самый важный этап, от ее качества зависит успех или провал проекта, дальнейшая «жизнь проекта». Эскиз-идея определяет лицо интерьера, шире – жилища. Приступая к работе над проектом, в первую очередь дизайнер должен представлять себе, что может произойти в этом пространстве через недели, месяцы, год.

Любой художник нарисует что угодно, будь то портрет, пейзаж, натюрморт и т.д. Не каждый художник обладает чувством пространства для жилья. Здесь требуется особая категория. Дизайнерская работа – это творческая работа. Результат в творческом процессе не предсказуем – всегда образуется что-то новое. Не бывает двух похожих людей, хотя у всех есть руки, ноги, голова и набор внутренних органов. Это истинно творческий процесс. Истинное творчество создает уют конкретному человеку в его доме.

Дизайн-проект – это не конечный результат. Конечный результат – это готовый дом, квартира и благодарность заказчика.

Дизайнер – благородная профессия.
Желаю всем представителям этой благородной профессии больших успехов в реализации своих творческих идей.

С уважением, творческий руководитель,
Игорь Лезов

Наверх